🤗
мурашки от каждой Саундтрек "Что? Где? Когда?". Часть первая.
Вот и дошла очередь до телеигры, которая выходит на отечественном телевидении ещё с 70-х, но именно на ОРТ, в 90-е, она достигла наивысшей точки развития. Потому что в 1990-91 годах произошла её полная трансформация из телевизионного молодёжного клуба в интеллектуальное казино, единственное место, где каждый может заработать деньги своим собственным умом. Речь идёт конечно о клубе "Что? Где? Когда?". Непередаваемая атмосфера, вызванная антуражем высшего светского общества девятнадцатого столетия. Азартная игра на большие денежные ставки, с горячими спорами и большими скандалами, и всё это в оболочке ответов на вопросы и загадки из писем простых зрителей - такое телешоу собирало у экранов по вечерам два сезона в год гигантскую аудиторию.
Безусловно, большую роль в "Что? Где? Когда?" играет её музыкальное сопровождение.
Каждую игру открывает фрагмент симфонической поэмы "Так говорил Заратустра" Рихарда Штрауса. Почему именно она, я думаю, ответ прост - её аккорды созвучны с названием передачи, наверняка поэтому выбор и пал на данное произведение. Появилась музыка изначально не в оркестровом варианте, а в электронном, в исполнении Salsoul orchestra. Танцевальный вариант "Заратустры" был записан и издан на пластинках в 1976 году, так что, вероятно, появилась она в игре ориентировочно в 1977-1978 годах (в 1979, по словам очевидцев, она уже звучала). С середины 80-х, в некоторых играх, стали использовать оркестровое исполнение оперы, и начиная с международных игр 1987 года и по сей день музыка Штрауса открывает передачу в оригинальном звучании.
Каждую игру, с начала 90-х, завершает мелодия Шарля Камиля Сен-Санса "Пляска смерти", опять таки в электронном исполнении Exeption. Хотя, впервые она появилась в передаче в 1987 году, тогда она звучала между раундов.
Также, с конца 70-х по 00-е довольно часто использовался инструментал песни "Paradise". Сначала, во время тайм-аутов, в гитарной аранжировке, а уже в 90-е и 00-е в исполнении на саксофоне во время финальных титров.
Хрустальную сову вручают под музыку группы Yello - "Homage to the Mountain". Музыкантам Yello на счёт использования их произведений на Российском телевидении довольно повезло. Например, фрагмент их композиции "Hawaiian chance" в начале 90-х звучал в программе "Вести" на РТР.
Неизвестно, под что вращался волчок в 70-е годы, но в 1980 году его вращение сопровождалось барабанной и перкуссионной импровизацией (при этом, сам ударник находился прямо в зале). Ориентировочно в 1981 году была подобрана идеальная мелодия для волчка - "Дикая лощадь" в исполнении Джаза Мелконова. По 1988 год включительно она звучала в более медленном темпе, нежели с 1989, с чем это связано - неизвестно.
В 1990 году, когда игры стали проводиться в Охотничьем домике в Нескучном саду, в программе появилось большое количество фрагментов из оперы Чайковского "Пиковая дама". В первых играх в домике звучали только они, что вместе с тёмным освещением в зале и полным отсутствием окружающих создавало довольно мрачную атмосферу. Вскоре, и до середины 90-х, между раундами стали использовать разную музыку, например, модные в то время попсовые и танцевальные композиции. В 1993 году были также и эксперименты с цветомузыкой между раундами.
Известно, что арии Германа и Графини использовались из советского телеспектакля «Пиковая дама» 1982 года. Кстати, его без труда можно найти в сети.
А вот несколько интересных фактов о музыке в "Что? Где? Когда?".
О арии Германа из открывающей заставки ("Что наша жизнь? Игра!") в программе было задано три вопроса. Первый раз 19 июня 1993 года в качестве дополнительного раунда. Второй раз 30 декабря 1995 года, последний вопрос финала игр бессмертных (знатоки проигрывают раунд). И третий раз - 1 октября 2017 года - вопрос о названии картины Алтайского художника.
Звукорежиссер телекомпании Наталия Плуталова получила поручение найти музыку для объявления ставок в начале игры. По пути в офис, и не зная, что сказать начальству по поводу задания, она увидела на земле карту «Пиковой дамы» из обычной колоды карт. Так она придумала использовать Арию Графини, и настоятельно убедила в этом Ворошилова.
Вопрос Марка Котлярского Владимиру Ворошилову в интервью 2000 года:
- У вас, кстати, в последнее время очень часто звучит в программе знаменитая еврейская мелодия «Эвейну шалом алейхем». Как она попала в «Что? Где? Когда?»?
- Мне нравится эта мелодия, и этого достаточно, чтобы она звучала во время программы.
За помощь в предоставлении информации благодарим биографа В.Я.Ворошилова Екатерину Митину.
Источник: https://vk.com/wall-40006490_28385